А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов «Цыганы»

 

 

«И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет».

Александр Пушкин

Режиссер:

Сергей Михайловский

 

Исполнители:

Иван Щеглов,

лауреаты международных конкурсов

Александр Блок (рояль),

Иван Покровский (скрипка)

 

 

С цыганами у Пушкина особые отношения. Находясь в южной ссылке, поэт изучил историю, фольклор незнакомого ему народа, даже понимал разговорную речь. И, конечно, знал и любил много цыганских песен. Осталось предание, как Пушкин странствовал вместе с табором, был влюблен в молодую цыганку, брошенную матерью, которую позднее зарезал ревнивец. Не стоит, разумеется, настаивать на автобиографичности поэмы, но такие параллели прослеживаются.

 

Всегда интересно, какие мотивы вызывают к жизни знаменитые строки, почему актер обращается именно к этой поэме.

 

В спектакле Мастерской сквозной темой стала неудовлетворенность молодого героя окружающей действительностью. Отсюда вечный поиск счастья, желание гармонии. Но вот беда: добровольно покинув общество, где все подчинено «унизительному служению идолу золота», не смог герой сродниться с обычаями людей «бродящей бедности и воли». Не нашел душевного покоя среди них, не смог возвыситься до той душевной щедрости, что царит в таборе. Даже любовь к Земфире не принесла желанного обновления: в самом герое слишком сильны пороки отвергаемого им общества. Еще до убийства Земфиры Алеко гордо заявляет, что никогда не откажется «от прав своих». Но какое право имеет человек на чувства и, тем более, на жизнь ближнего? Так Алеко, обвинявший покинутый им мир, оказался защитником рабства – пусть и духовного.

 

Остается добавить, что в спектакле звучит удивительная музыка Сергея Рахманинова. Опера «Алеко» была дипломной работой девятнадцатилетнего композитора, которая сразу привлекла восторженных современников, среди которых был и П.И. Чайковский.