Интернет-издания

Борис Пастернак «До самой сути!»

 

Это не литературный концерт. Этюд композитора Скрябина, стихи поэта, отрывки из романа «Доктор Живаго», вальс Мориса Жарра из одноименного фильма, музыка самого Пастернака странно и незаметно сливаются, и возникает рассказ о жизни, которая, словно поток, несет все: страдание, радость, оскорбления, любовь. И ты чувствуешь себя сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, сопровождавшим всю его жизнь, творческим связям, отношениям, явному и сокровенному – без всего этого бытование гения немыслимо.

 

Исполнители и режиссер спектакля не прослеживают скрупулезно изо день в день путь своего героя, они пытаются восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь Бориса Пастернака, насыщенную трагедиями и счастьем.

 

Повествование, ведомое тремя исполнителями – пианистом Александром Блоком, артистом Иваном Щегловым и гитаристом Алексеем Ивановым – построено по законам спектакля, где присутствует драматургия событий, конфликт, ансамбль. Исполнители доверились признанию поэта в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил музыку…» Музыка и царит на сцене.

 

Существуя естественно и органично, Иван Щеглов идет навстречу автору и с радостью покоряется, передавая содержание стиха через точную музыкальную форму: ритм, рифму, паузу в конце стихотворной строки. Такое исполнение завораживает.

 

В спектакле изысканность исполнения Александра Блока, известного пианиста, рождена поэзией Пастернака. Не случайно признание одной из зрительниц:

– Давно мечтала услышать патетический этюд Скрябина в живом исполнении, набрала в Интернете запрос и узнала о сегодняшнем вечере. Это такое чудо! И не только услышанный этюд, но и стихи в исполнении артиста. Поэзия Пастернака очищает. Что-то божественное! Никогда не думала, что попаду на праздник!

В услышанный разговор включилась спутница:

– Жалко, что мало молодежи. Конечно, аудитория сегодня, судя по тому, как слушали, подготовленная, но это старшее поколение, а должны быть и молодые, им это надо слышать в первую очередь.

– Мало рекламы, – резюмировал молодой человек.

– Причем тут реклама? Кто любит поэзию, всегда знает, где читают стихи, – возразила девушка.

Невольно полюбопытствовала:

– А кто вы по профессии?

Ответы заставили задуматься: строители, инженеры, спортсмены, продавец… Гуманитариев не заметила. Может быть, уже успели уйти?

– Ну а тебе что запомнилось? – обратилась я к подростку.

– Песни.

 

Песни на стихи Пастернака – не редкость, «петь» Пастернака любят исполнители различных жанров. В спектакле «Дойти до сути!» они звучат в авторском исполнении гитариста Алексея Иванова. Действительно: открытость и детская доверчивость певца подкупают. Не наивность, а именно доверчивость. Не случайно Анна Ахматова писала о поэте:

 

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

 

И конечно, следует сказать несколько слов о прозе в спектакле. Спустя десятилетия роман «Доктор Живаго» сохраняет хрустальное состояние души Бориса Пастернака. Это действительно главное произведение XX века – пожалуй, самый нежный роман о любви, который жестоко отомстил автору.

 

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Начала ложной общественности, превращенной в политику, казались им жалкой домодельщиной и оставались непонятны». И рождается смысл романа: история любви выше истории как таковой. Этого поэту простить не смогли.

 

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

 

Лидия Алексеева